четверг, 7 февраля 2013 г.

пункт 15 ппб 01-03

Видеофильм является эффективным инструментом подготовки людей к действиям при пожаре, что подтверждается результатами исследований. Это связано с тем, что только таким образом обучаемые могут увидеть как выглядит пожар в детском саду, оценить его размеры и опасность и получить представление о том, что следует предпринять в такой ситуации.При составлении сценария учебного видеофильма необходимо:- четко показать всю цепочку действий в данной ситуации (например, при срабатывании сирены пожарной сигнализации незамедлительно эвакуировать детей);- избегать двусмысленного толкования сценария (например, в упомянутом в разделе 2 видеофильме, при обнаружении пожара, в одном разделе фильма требовалось тушить пожар, в другом разделе активировать сирену пожарной сигнализации и т.п.).Одним из эпизодов фильма может быть следующий: воспитатель обнаруживает горение в подсобном помещении. Оценивая ситуацию, приходит к выводу, что зона горения слишком велика для тушения первичными средствами пожаротушения. Далее воспитатель оповещает о пожаре и затем сразу же приступает к организации эвакуации.Общая продолжительность раздела учебного видеофильма должна составлять не более 10 мин. Это связно с известной ограниченность восприятия концентрированной информации у обучаемых.Рекомендуется показывать учебный фильм при приеме на работу, а также не реже одного раза в год.

3 Сценарий учебного видеофильма

Согласно правилам пожарной безопасности в РФ на объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) практические тренировки по отработке планов эвакуации (учебные эвакуации) должны проводится не реже одного раза в полугодие. Согласно правилам пожарной безопасности для города Москвы, практическая отработка инструкций и планов эвакуации зданиях должна проводится не реже одного раза в квартал:При проведении учебных эвакуаций в обязательном порядке каждым сотрудником должны быть отработаны действия:оповещение о пожаре и действия при обнаружении пожара (возгорания или задымления);Сценарий учебной эвакуации может быть следующий. Организаторами учения выделяется (например, с помощью маяков) условная зона пожара. Одному из служащих (эту роль должны проиграть все сотрудники) дается информация, что им в указанной зоне обнаружено горение. Обучаемый отрабатывает оповещение о пожаре способом, зависящего от наличия систем пожарной автоматики и сложившегося режима функционирования объекта. Далее обучаемых принимает участие в организации эвакуации. При срабатывании системы оповещения (или получении сигнала о пожаре иным способом), остальные сотрудники отрабатывают организацию эвакуации детей. В зависимости от размеров условной зоны горения, может отрабатывается работа обучаемого с огнетушителем. Исследования показали, что люди по различному воспринимают дым и пламя, поэтому, в качестве вводной может быть и обнаружение задымления в помещении.

2.2 Проведение учебных эвакуаций

Наиболее популярными методами подготовки являются видеозаписи и специальные пособия для изучения курса. Интересно заметить, что компании, лидирующие в своей области, в большей мере используют различные компьютерные и другие высокотехнологичные методы тренинга персонала. В целом, имеющиеся данные позволяют утверждать, что в последнее десятилетие появилась тенденция увеличения доли методов подготовки на основе компьютерных технологий.

Исследователям удалось составить иерархию наиболее эффективных методов (сверху вниз) подготовки людей к определенной деятельности:- ролевые игры;- фильмы;плакаты;- дискуссии.

Эффективность различных методов подготовки варьируется. Бесспорно, лучший результат дает подготовка в условиях, максимально приближенных к реальности, что достигается, например, проведением неанонсированных учебных эвакуаций. Практика показывает, что существуют объективные трудности организации такого тренинга (материальные затраты, обеспечение безопасности и т.п.). Кроме того, невозможно воспроизвести реальные сценарии развития пожара. По этим причинам, для подготовки используются различные информационные средства. Рассмотрим их эффективность на основе данных, показывающих процент усвоенной после обучения информации:Печатная информация (чтение) 10 %Лекции, аудиозапись (прослушивание) 20 %- Слайды, плакаты, кодограммы (просмотр) 30 %- Видеофильмы, телепрограммы (просмотр и прослушивание) 50 %- Групповые дискуссии (проговаривание) 70 %- Тренинг на рабочем месте, моделирование ситуации, ролевые игры (проговаривание выполняемых действий) 90 %.

2.1 Эффективность различных методов подготовки

Исследования и практика показывают, что уровень подготовки персонала к действиям при пожаре зависит от общего уровня культуры безопасности руководства зданий ДОУ, от понимания руководством необходимости поддержания противопожарного режима на объекте. Поэтому поддержание противопожарного режима на высоком уровне следует начать с обучения руководства зданий ДОУ и людей, отвечающих за охрану труда с целью демонстрации необходимости противопожарной подготовки сотрудников.

2 Рекомендации по комплексной организации и поддержанию противопожарного режима на объекте

При размещении огнетушителя в удаленных помещениях, рекомендуется отказаться от тушения пожара, превышающего рекомендуемые размеры, ввиду того, что за время доставки огнетушителя зона горения может принять значительные размеры.Для того, что бы при возникновении пожара, служащие были готовы выполнить требуемые действия, необходимо реализовать комплекс мер по их подготовке к такой деятельности.

Варианты оповещения о пожаре зависят от наличия на рассматриваемом объекте систем пожарной автоматики. Наиболее эффективным способом оповещения о пожаре является следующий: сотрудник, обнаружив пожар, с помощью ручного пожарного извещателя включает систему пожарной сигнализации. Сотрудник охраны, которому поступил сигнал о срабатывании системы пожарной сигнализации, без промедления звонит в пожарную охрану и включает систему оповещения. В случае отсутствия ручного пожарного извещателя, сотрудник обнаруживший пожар, может оповестить пожарную охрану с помощью мобильного телефона: при этом в г. Москва следует набирать номер 8-095-01.Если у человека, обнаружившего пожар нет средств связи, следует оповестить тех сотрудников, кто находится на телефонизированном рабочем месте или имеет средства связи, например, рацию, для того, чтобы передать информацию о пожаре для оповещения пожарной охраны.Убедившись, что информация поступила в пожарную охрану, далее следует оповестить коллег и руководство ДОУ, с тем, что бы была задействована система оповещения о пожаре (при ее наличии) и началась эвакуация детей.

Воспитатели при срабатывании сирены пожарной сигнализациидолжны:- Эвакуировать детей;- Покинуть здание.При обнаружении пламени или дыма,на основе оценки ситуации, принять решение пытаться ли тушить пожар или нет, если нет, то:- Оповестить о пожаре;- Эвакуировать детей;- Покинуть здание.Заведующая ДОУ, сотрудник охраны, работающий в детском саду, при пожаре должны:- Проконтролировать действия воспитателей по организации эвакуации детей;- Проверить после окончания эвакуации, все ли воспитатели и дети покинули здание (проверить подсобные и т.п. помещения) при отсутствии интенсивного горения, задымления, угрозы обрушения конструкций и других опасных проявлений пожара.

Исследование процесса эвакуации зданий детских дошкольных образовательных учреждений, а также динамики нарастания опасных факторов пожара, позволяет сформулировать основные требования к действиям воспитателей при пожаре.

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) п. 18. регламентируют действия людей при пожаре: «в случае обнаружения пожара сообщить о нем в подразделение пожарной охраны и принять возможные меры к спасению людей, имущества и ликвидации пожара».Приведенные требования описывают действия гражданина при пожаре, однако не учитываются особенности конкретного объекта, в том числе наличие активных систем противопожарной защиты, что является необходимым для детских садов, согласно требованиям норм пожарной безопасности.

1 Требуемые действия воспитателей при пожаре

Инструкция по подготовке персонала дошкольных учреждений к эвакуации детей

Комментариев нет:

Отправить комментарий